13.10.2022 15:34
    Поделиться

    В Калуге установят памятник Биму из фильма Станислава Ростоцкого. "РГ" помогла активистам найти родственников режиссера

    Совпадения в работе журналиста - вещь обычная, на них уже внимание не обращаешь, но недавно такой случай "сработал". Утром, собираясь на студию Горького, где презентовали книгу о Станиславе Ростоцком, прочитал в блоге знакомого калужского журналиста Алексея Урусова необычную новость - в мастерской подмосковного Жуковского отлита восковая фигура четвероного героя фильма "Белый Бим Черное ухо". Отлита не просто так, а чтобы вскоре "одеть" знаменитую собачку в сверхпрочный алюминий и поставить ее на одной из калужских улиц.
    Памятник Биму пока в воске, но скоро будет в алюминии. Фото: Автор-скульптор Иван Сукманов.

    Идея прекрасная, подумал я, может, и получится чем-то подсобить, тем более, что Калуга - город для меня не чужой, работал здесь, да и Алексея знаю давно, он по уши в краеведении, разоблачил все мифы и тайны, что пугали или забавляли калужан последние шесть с половиной веков. Какие-то "фобии" и поводы для гордости прибавил сам - куда без этого. Пять лет назад один такой повод Урусов даже почерпнул в "РГ": нам тогда удалось узнать, что панихиду по Михаилу Булгакову его друзьям удалось отслужить в Калуге - об этом в областном центре даже не догадывались.

    Не так давно Алексей подарил мне свою книгу о фильмах, что снимали в Калуге - а ее купеческую и до поры нетронутую киношники любили, одно время даже хотели превратить город в филиал "Мосфильма". Про картину Ростоцкого "Белый Бим Чёрное ухо" в томе целая глава. Это один из самых любимых фильмов калужан, родней здесь также считают героев "Карнавала" и лично Ирину Муравьеву, да еще создателей "Однажды двадцать лет спустя" с Натальей Гундаревой в роли многодетной мамы. Это оттуда великая фраза: "Я работаю мамой".

    Но любить одно, а памятники любви - дело другое. Тот же Урусов несколько лет бегал с идеей увековечить Бима, никто не поддерживал, а тут новый городской архитектор Алексей Комов вдруг откликнулся, тем более что фильму нынче сорок пять лет, а режиссеру и вовсе все сто.

    Но главное, конечно, не даты - просто каждому городу нужен символ, который бы отражался в большом океане культур. Это дает чувство сопричастности.

    Это все, что я знал об истории с калужским Бимом. По пути на киностудию позвонил Леше.

    Ростоцкий с Бимом на съемках эпизода в лесу под Калугой,. Фото: Из архива Юрия Орлова

    Оказалось, что под памятник уже и место найдено - возле местного Дома печати, тоже засветившемся в фильме. Герой Тихонова приносил в редакцию областной газеты свои рассказы, а у входа оставлял Бима. Газета в этом здании до сих пор, а еще здесь же местное отделение Союза журналистов России, которое и взяло на себя все хлопоты о памятнике.

    А хлопот хватает. Сначала нужно найти скульптора: мастер откликнулся аж из Оренбурга - Иван Сукманов. Он участвовал в конкурсе на лучший памятник автору повести "Белый Бим Черное ухо" Гавриила Троепольского на его родине в Воронеже: рядом с писателем там, конечно, бежала собачка, но идея не прошла. Зато опыт погружения в тему пригодился в Калуге. По новому проекту Сукманова - Бим стоит на коробке от кинопленки и протягивает прохожим лапу. Милота.

    "Теперь мы объявили сборы на памятник, нужно около шестисот тысяч рублей, хотим, чтобы дело это стало народным, чтоб каждый чувствовал ответственность за ту собачку породы сеттер, что благодаря Ростоцкому навсегда теперь связана с Калугой", - также рассказал Алексей.

    - Старик, а вы связывались с кем-то из потомков Станислава Ростоцкого, как они-то к этой идее относятся?

    - Нет, думали, что это невозможно, - ответил Леша.

    На этих словах я и зашел на киностудию. И вот они потомки - невестка режиссера, известный киновед и составитель книги о режиссере Марианна Ростоцкая. Договорился с ней поговорить после презентации. А пока узнал на выставке, посвященной столетию Станислава Ростоцкого, что, оказывается, Бим - это не просто про собаку, это метафора человеческой души.И за эту аллюзию цензоры нервов режиссеру потрепали немало. В 1979 году даже в США все были уверены, что именно "Белый Бим Черное ухо" получит "Оскар". Западная пресса писала: "Каждый американец должен посмотреть эту картину". Однако Ростоцкого в Америку не отпустили, в искусство вмешалась геополитика.

    Проект скульптуры у Дома печати в Калуге, Фото: Главный архитектор Калуги Алексей Комов

    А могла получится красивая история - "Оскар" русской душе.

    Но вот презентация книги заканчивается, и у Марианны Ростоцкой появляется время на разговор. Конечно, я не забываю спросить - слышала ли она что-то об инициативе калужских журналистов.

    "Да, я слышала, но подробностей не знаю".

    - А как идею оцениваете?

    - Прекрасная идея, образ Бима сейчас нам всем очень нужен, он же про сострадание, про доброту, про то, что жизнь продолжается. В конце фильма, если помните, появляется новая собачка.

    Тут я и спрашиваю прямо - а вы бы поддержали идею лично, словами и делами, смогли бы на открытие памятника приехать?

    - Почему нет?

    Ростоцкая тут же оставляет мне свой номер телефона, а я обещаю, не медля, передать его в Калугу.

    В тот же день Алексей Урусов позвонил Марианне. "Огромное спасибо! Мы созвонились, все замечательно!". А вскоре новый пост в блоге Урусова - на открытие памятника Биму приедет невестка Ростоцкого. Событие наполняется новыми смыслами.

    Тихонов и Ростоцкий в Калуге, 1975 год, Фото: Екатерины Лысенко, из коллекции Олега Заграничного

    Сборы денег на памятник продолжаются, на счет-копилку отправляют, кто сколько может, простые горожане, бизнес, даже школьники подключились, не остались в стороне собачники. Но первым внесли свой вклад журналисты - есть и в этом символ, если вдуматься. Кому как не журналистам расставлять ориентиры - и в слове, и в алюминии.

    Скульптуру Бима в Калуге планируют торжественно открыть в ноябре. А потом, глядишь, и о памятнике многодетной мамы с чертами Натальи Гундаревой можно подумать. Тоже ведь нужный.

    Поделиться